Последние комментарии

Пяльцы для вышивки

E-mail Печать

Если ткань туго натянута, то на ней довольно легко вышивать, кроме того, это позволит не перетянуть стежками ткань в процессе работы. Именно поэтому большинство вышивальщиц в работе использует пяльцы. Самые дешевые пяльцы это те, которые выпускались еще во времена СССР — круглые, пластмассовые, с пластмассовым же винтом. Их можно найти в бабушкином сундуке, но они выпускаются и сейчас, бывают разных размеров и стоят довольно недорого. Также в продаже имеются более дорогие импортные деревянные пяльцы с металлическим винтом (см.фото). Они более надежны, нежели пластмассовые, лучше держат ткань, однако винт у них закручивают с помощью пассатиж. Использование обоих вариантов пялец одинаково — на меньший обруч кладут ткань, прикрывают большим (винт должен быть ослаблен), натягивают ткань и не слишком сильно закручивают винт; затем снова натягивают ткань и теперь уже накрепко фиксируют ткань, заворачивая винт до отказа. Если узор не помещается в окружность пялец, кольца в процессе работы передвигают с одного участка на другой. В процессе работы ткань будет по-немногу терять натяжение, поэтому изредка ее придется подтягивать. По окончании работы вышивка вынимается из пялец и… впрочем, об этом речь пойдет намного ниже. Иногда в продаже можно увидеть двухобручевые пяльцы без винтов (spring-hoops) — нижний обруч сделан из упругого металла, верхний — из пластмассы. Такие пяльцы тонкие и предназначены для машинной вышивки, но при должной сноровке их можно приспособить и для ручной вышивки. Есть еще одна модификация классических двухобручевых пялец — flexi-hoop. Внутреннее кольцо таких пялец изготовлено из жесткой пластмассы, внешнее — из «резиновой» различных цветов. Винта здесь нет, зато имеется металлическая петелька для повешения на стену. Как же пользоваться такими пяльцами? Все очень просто: промеряется размер готовой вышивки и дается припуск для отступа от краев рамки, затем, ориентируясь на полученные цифры, покупаются наиболее близкие по параметрам flexi-hoop (они очень тугие, поэтому в процессе работы их лучше не перемещать). После окончания вышивка стирается, вставляется назад, излишки ткани обрезаются и рукоделие в рамке-пяльцах вешается на стену. Следует отметить, что flexi-hoop отлично держат ткань натянутой, поэтому некоторые рукодельницы предпочитают использовать их вместо винтовых. В процессе работы с ручными пяльцами одна рука постоянно занята (она удерживает вышивку), что не очень удобно. Поэтому можно приобрести настольные или напольные пяльцы с кронштейном — он поможет освободить обе руки для работы, да и угол положения пялец можно менять, что позволит вышивать, сидя на любимом диване. Наконец Q-snap. Они используются не только в вышивке крестом, но и в шелкографии, пэчворке и т.д. Выпускаются как в виде отдельных пялец, так и в виде стола, который, впрочем, для вышивания не годится. Пользоваться ими довольно легко — ткань кладется на прямоугольную рамку и фиксируется зажимами, эта конструкция позволяет не мять ткань и не деформировать крестики. На форумах мнения об этом устройстве противоположные: кто-то в полном восторге покупает все доступные размеры, другие же вышивальщицы сдают приобретения назад в магазин. И все-таки использование пялец не очень удобно — по ободам вышивка пачкается, крестики деформируются, да и с бисером работать затруднительно. Хороший вариант в этом случае — прямые пяльцы (обычно называют просто «рамой»). Боковые планки крепятся к валикам гайками-барашками, поэтому рама легко разбирается. Тесьма на рамке определяет размер пялец и ограничивает ширину используемой ткани, а вот длина может быть любой: излишки накручиваются на валики после закрепления канвы. Рамы тоже бывают как ручными, так и настольными и напольными. Пяльцы Прежде, чем рассказать о пяльцах, скажу, что есть рукодельницы, которые предпочитают вышивать без пялец вообще! И плюсы, как они говорят, в этом следующие: во-первых, иголку не надо обязательно протягивать движением вниз-вверх, а можно прокалывать ткань как при ручном шитье - это ускоряет работу; во-вторых, готовые крестики не мнутся, как под пяльцами. Кажется, было что-то "в-третьих"... Ну не важно, потому что все-таки рассказать я хочу о пяльцах, а не об их отсутствии. Самые простые пяльцы - два вставляющихся друг в друга кольца, между которыми зажимается ткань. Так как ткань должна быть хорошо натянута, разница в диаметрах колец очень невелика. Кольцо меньшего диаметра кладется на ровную поверхность, на нее кладется и разравнивается ткань, и сверху одевается второе кольцо. За счет силы трения ткань какое-то время останется туго натянутой - некоторое время, потому что, как правило, минут ткань теряет натяжение довольно быстро. И это только первый недостаток таких пялец. Назову еще два: если работа большая, то передвигая пяльцы с одного места на другое, приходится зажимать уже вышитые крестики между кольцами, а при этом они теряют форму. Третий недостаток - ткань под пяльцами деформируется, так что в последствии при вышивании по тем местам, где были пяльцы, крестики могут получаться неровными; эти неровности ткани иногда не остаются и после стирки готового изделия, а это ухудшает вид работы. Последней проблемы можно до некоторой степени избежать, вынимая работу из пялец каждый раз после окончания вышивки - например, не оставлять ткань в пяльцах на ночь. Но, как я выяснила на собственном опыте, это тоже не спасает от изломов ткани на сто процентов. Еще один возможный недостаток: так как ткань обычно является самым верхним слоем в конструкции "ткань-пяльцы" - то она собирает много пыли, особенно по периметру пяльцев. Освобождение ткани от пялец отчасти помогает, еще способ борьбы с этим - вместе с тканью вставлять тонкую ткань-прокладку, концы которой будут торчать над уровнем натянутой ткани, и будут собирать большую часть пыли, которая иначе оказалась бы на ткани. Следующий вид пяльцев - это на самом деле вариант первого типа, с двумя кольцами, с винтом для зажима, вставленном в большее кольцо. Наличие двойного винта, стягивающего кольцо - позволяет избежать одной из перечисленных выше проблем: при натягивании ткани можно гораздо аккуратнее следить за ее натяжением, и практически избежать нарушения структуры вышитых крестиков и ткани, потому что второе кольцо одевается не сверху вниз, растягивая все, что попадается на его пути, а практически с боков внутрь. Однако, форма крестиков иногда все же теряется, и изломы на ткани... Зато натягивать ткань гораздо легче! Затягивающиеся пяльцы я использовала на протяжении нескольких лет, пока не увидела у своей знакомой квадратные пяльцы "с прокручивающимися перекладинами". Состоят они из двух круглых перекладин (собственно, прокручивающихся) и двух с квадратным сечением, в которых прорезаны круглые отверстия под размер круглых, по одному на каждом конце. Диаметр этих отверстий регулируется винтами, которые сводят или разводят половинки отверстий. Наверное, взглянув на иллюстрацию, гораздо проще понять, о чем речь! В зависимости от конструкции, ткань закрепляется на круглых перекладинах одним из двух способов. Или конец вставляется в прорезь, сделанную в круглых перекладинах, или ткань приметывается к вспомогательной ткани, прикрепленной к перекладине. После закрепления, ткань накручивается на перекладину, положение которой закрепляется в отверстиях вертикальных "стоек" винтами. Что мне нравится в такой раме? Во-первых, ткань всегда натянута, при этом вышитые крестики не теряют формы, как будучи зажатыми между колец, а ткань не образует изломов. Во-вторых, как правило, уровень ткани остается ниже квадратных перекладин, так что пыли собирается немного. В-третьих, вставлять ткань довольно просто, и делать это надо всего один раз - перед началом. А потом надо лишь чуть ослаблять винты, перекручивать ткань на нужное место, и закреплять их снова. Есть ли недостатки? Конечно! Но они теперь не могут меня заставить вернуться обратно к круглым пяльцам. Вот, то что я - честно! - могу сказать. Первый недостаток - вес. Рама обычно делается из дерева, и держать ее в одной руке не так легко. Второй недостаток - ограниченность размера. Так как "прокручивается" только одна сторона ткани, вторая должна быть уже, чем максимальная ширина рамы (она же длина круглых перекладин минут количество места, необходимое для их закрепления). В принципе, можно купить длинные перекладины - соответственно прибавив веса всей конструкции... Но и это имеет свои пределы - если размер задуманной картины, например, метр на метр, то такого размера, я думаю, не найти, а если и найти - то это не практично. Для некоторых эти два недостатка являются критическими в решении отказаться от использования такой рамы. Но, не могу не добавить, вышив с их помощью две большие работы, теперь даже маленькие вышивки, которые в принципе могли бы обойтись круглыми пяльцами - я вышиваю на этой раме. Если ткани недостаточно, чтобы накрутить ее на круглые перекладины, я пришиваю дополнительный кусок канвы, и накручиваю уже его. С последним видом пяльцев я практически не знакома, но думаю, что в ближайшее время все-таки попробую их в работе. Это защелкивающиеся пяльцы Q-snap. Они сделаны из крепких пластмассовых трубок (т.е. вес, скорее всего, не проблема!) в форме рамы. Ткань прижимается к раме с помощью таких же трубок, но разрезанных пополам (ну или почти пополам). Как говорят сторонники Q-snap, ткань остается хорошо натянутой долгое время, а под местами крепления не остается ни изломов ткани, ни испорченных крестиков. Я пока им верю - посмотрим, что будет, когда попробую эту конструкцию в работе! Ну и, конечно, есть всякие разновидности: квадратные рамы с пружинами, пяльцы на стойках - напольные или наколенные, но суть та же, так что выбирать надо индивидуально - что кажется важным, а на что можно закрыть глаза.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить